+38 (066) 411-13-93
+38 (063) 038-36-54

Функции растений.

 

Функции растений в композиции. В зависимости от того, какие именно декоративные особенности растений будут задействованы в композиции, ей предписывается та или другая роль. Каждое растение имеет свое сформированное амплуа, большинство садовых растений в разнообразных композициях выполняют свои определенные функции. Но некоторые виды, благодаря разнообразности декоративных особенностей, способны всякий раз в новом окружении проявляться в совершенно разных лицах.

Например, фоновое растение, как правило, - это лиственное с мелкими листьями или хвойное с неяркими оттенками зелени. Фоновое пятно или однопородная группа, составленные из нескольких таких растений, являются своеобразной декорацией для видов с яркой или пастельной расцветкой, для растений с мелкими декоративными деталями. Фоновые растения очень ценны для композиций, при этом число фоновых видов достаточно ограничено. Наиболее часто для этих целей используются можжевельник казацкий, кизильник блестящий, жимолости, барбарис Тунберга и др. В Европе любимыми фоновыми растениями являются стриженые тис и самшит.

Акценты - это виды с исключительным набором декоративных признаков. Роль акцента играют растения, которые выделяются в композиции формой, графикой разветвления веток, цветом листьев и цветов, размером листков. Форма крон, листьев, оттенки зелени, цветения в совокупности выводят клены, гортензии, сортовые сирени, калины и рододендроны в разряд особенно декоративных компонентов композиции. Растение-акцент размещают на подходящем нейтральном фоне, например, белоокаймленный клен Друмонда на фоне темных пихт или пурпурный барбарис Тунберга на фоне светлой зелени берез. Умение манипулировать акцентами - один из методов создания гармоничных композиций. Подбором подходящего фона и окружения, возможно превратить в прекрасный акцент композиции такую скромницу, как жимолость татарскую, которая во время цветения представляет из себя потрясающе-прекрасное зрелище.

Растение-акцент может привлекать внимание не только живописным цветением. Роль вертикального акцента отводят растениям с выраженной вертикальной линией в форме кроны, куста в графике побегов и в соцветиях. Самой природой созданы вертикальные акценты в кронах хвойных деревьев, созданы колоннообразные сорта дуба, акации, рябины. Среди кустарников замечательные вертикальные акценты создают рубиновые побеги дернов, сорт барбариса Тунберга Эректа, штамбовые формы. Световой акцент образуют виды с очень темными или очень светлыми листьями и цветами. Архитектурный акцент создают растения с примечательной формой кроны, куста, графикой побегов. Цветовой акцент образуют виды с ярким цветом листьев, например, во время осеннего расцвечивания, или яркими цветами. Такие акценты могут быть временными или, точнее, сезонными, если речь идет о непродолжительном цветении, или постоянными, если это хвойное или вечнозеленое растение. К постоянным и цветовым акцентам можно отнести сорта туи с ярко-желтой или золотистой хвоей, например, сорт Санкист. К сезонным акцентам - цветущие рододендроны. Чаще всего акценты выполняют еще одну функцию. Они являются тематическими растениями, а значит, исконно задают стиль, размеры, сезонность, экологию, колористику и другие параметры проектируемой композиции.

Для создания красивой композиции бывает достаточно фона и акцента. Однако для более полного восприятия композиции нужен так называемый контрастный аддитив - растение, которое является контрастным относительно акцента по форме кроны или графике побегов, цвету листьев, а точнее, по тем декоративным признакам, которые больше всего четко наблюдаются в растении-акценте. Часто аддитивов бывает несколько, причем один вид контрастирует с акцентом по форме кроны, другой - по размеру, третий - по оттенку зелени или форме листка. Именно эти растения ориентируют внимание наблюдателя па декоративные особенности акцента, превращая ботанические детали данного растения в объекты художественного восприятия.

Техническая роль уделяется растениям, которые заполняют пространство. Ими заполняют места, которые пустуют в композиции, и часто с их помощью поддерживают ее декоративность в разные сезоны. Та же функция у почвопокровных растений, которые декорируют почву в пределах границ композиции.

Методы и принципы создания композиции. Существуют приемы составления композиции универсальные для всех видов искусств. Они успешно применяются и для составления растительных композиций.

В составлении групп из растений применяется прием контраста - соединение объекта с противоположными признаками. Цель и результат контраста - субъективное усиление противопоставляющихся признаков. Например, при добавлении в голубой цветник растений с желтыми и абрикосовыми цветами голубые тона выглядят более насыщенными и более яркими. При общей посадке кустарников с мелким и большими листьями, мелкие листья выглядят еще мельче, а фактура поверхности кустов -
резче.

При сопоставлении растений с разнообразными декоративными признаками путем подбора продуманного контрастного соседства, декораторы добиваются акцентирования внимания наблюдателей на отдельных деталях объектов: листе, цвете цветов или коры.

Контрастным признаком могут владеть любые декоративные растения, которые принадлежат также к разным тематическим группам (например, розы и злаки).

Если метод контраста построен на расхождениях, то метод нюанса - на подобии. Небольшое подобие (как и небольшое расхождение) порою становится заметным только при совместной посадке растений. Метод нюанса позволяет обыгрывать полутона и оттенки цвета, небольшую разницу в форме, размерах листков и цветов, графике разветвления. Метод нюанса рассчитан на внимательного наблюдателя.

Метод отражения основан на повторе одинакового цвета у разных растений. Шарообразная форма кроны клена Глобоза «отражается» в зеленых шарах туи Даника. Метод отражения позволяет сочетать в композиции растения с резко отличающимися размерами («перезвон» в цвете или форме) и формами («отголосок» в цвете).

Метод повтора одного и того же растения через ровные промежутки в композиции способствует ее целостности. Таким способом можно исправить хаотическую «непрочную» композицию, например, смешанный миксбордер. Для этого через каждые 2-3 м в нем повторяют один из бордюрных видов.

Из всех принципов композиции для составления растительных групп наиболее важным является принцип сбалансированности или пропорциональности композиции. Он имеет в виду уравновешенность ее правой и левой частей относительно точки  обзора.